Человек и кошка: Урбинский диптих
Человек и кошка, каждый в своем окошке, вот что мы видим на утраченной версии Урбинского диптиха: парного портрета супружеской четы герцогов Урбино:
Сравните этот скрытый до сего времени шедевр с общеизвестной версией, находящейся в галерее Уффици:
Портрет Федериго да Монтефельтро и Баттисты Сфорца, герцогской четы из Урбино, был написан после смерти жены, наверно поэтому она выглядит столь прекрасной, но безжизненной, и наверно поэтому они разделены в портрете: они находятся в разных мирах, и, хоть они и смотрят друг на друга, но поговорить не могут.
Но никто не знает, что после смерти Баттисты Федериго нашел утешение в заботе о ее любимом Коте. Смотря на него, он видел свою жену. Он по-прежнему не мог поговорить с ней, но он мог поговорить с котом. обнять его и почувствовать ответную любовь. Мы, коты, мистические существа, мы гуляем сами по себе между мирами, и нам под силу связать любящих людей, разлученных пространством и временем.
Именно эту Нашу способность и запечатлел Пьеро делла Франческа в своем втором Урбинском диптихе. Припоминаем, что Мы очень устали тогда позировать в драгоценном ошейнике и диадеме. А скрыт двойной портрет был, потому что многие недоумевали: «Ну что Федериго так носится с этим свои котом? Да он просто сумашедший кошатник!». Время-то было жестокое, не положено было герцогу проявлять сантименты.
Теперь, когда человечество стало более человечным, пришло время приоткрыть тайну:
Человек, помни, глядя в кошачьи глаза, ты смотришь в иные миры.
Так говорит Заратустра, Кот.